Главная | Карта сайта

История культуры Кипра

Сильное воздействие на культуру вечно молодого Кипра всегда проявляла близость трех континентов - Африки. Азии и Европы. Из-за этого влияния высокая цивилизация и древнее искусство Кипра обрели особый колорит, неподражаемое своеобразие и огромное богатство. Кипр именуют островом-музеем. Его корни уходят в глубокую древность. На этолм поразительном острове великое количество настоящих памятников античной, раннехристианской, византийской культуры. Каменные цитадели и родовые замки, мусульманские мечети и христианские монастыри берегут великую память о временах Крестовых походов и эпохе османского верховенства. На облик государства наложил собственный, особенный след и период английского господства.

К раннему неолиту относится поселение Хирокития с мощеной улицей, круглыми в плане роскошными домами, в которых раскопаны изысканные сосуды и примитивные идолы, к среднему - керамика с гребенчатым орнаментом. Расписная и краснолащенная керамика с рельефным узором и более непростые по самобытной форме идолы из древнего камня и красной глины, характерны для первобытной эпохи ранней бронзы; для блаженной эпохи средней бронзы - чистые сосуды с белоснежной обмазкой и с красноватой или с черной росписью, зооморфная керамика.

Эра поздней бронзы - время расцвета кипро-микенского искусства; в украшенных вазах, мелкой пластике, небольших изделиях из бронзы, золотых украшениях, рельефах из слоновой кости смешиваются эгейские и восточные образные приемы; в Энгоми найден город с прямоугольной сеткой летних улиц и жилыми домами с регулярной кладкой. Для периода кипрогеометрической манеры характерны сосуды с геометрической росписью, глиняные фигурки пророчествающих синих идолов и животных.

С ранней эпохой греческого периода возникают великие творения чудесных скульптур из известняка и мрамора, как, к примеру, резная мраморная голова Афродиты из Саламина. Возводятся величественные сложные комплексы, например знаменитое святилище Афродиты в Пафосе, наиболее древнейшие части коего датируются XII в. до н. э.

Вдобавок здесь сохранились приметные мозаики из природных камешков и великолепные исполинские надгробия, проскобленные в мраморе. Трогательный Пафос не утратил статуса главного города и в следующие века, о чем свидетельствуют крепости, типично христианские соборы и раннемусульманские мечети. Следующим по значению древним городом древности был Китион (Ларнака), в котором сохранились останки сооружений XII е. до н. э.

В районе 1200 г. до н. э. там возводились постройки в прекрасном стиле микенской греческой культуры бронзового века. В период господства Римской империи дворцы и хорошие купальни густо украшались мозаиками с изображением великих богов и героев, цветов и целебных трав, морских жителей, и теперь поражающими необычной естественной точностью и природными цветами. Таковы мозаики в Амагусе - одном из возвышающихся античных городов, в Пафосе - оживленной столице цветущего острова.

Почти целое тысячелетие Кипр был неотделимой частью могущественной Византийской империи. Молодое искусство этой эры было продолжением античного греческого наследия, с его высочайшим уровнем блистательного мастерства и утонченным вкусом. Духовное и церковное представление об высшем, горнем образованном мире призваны были олицетворять византийские иконы и настенная живопись. Они - небывалая проекция этого тонкого мира, предоставленная людям для понимания циклических бессмертий души и ее будующего пути. Византийские храмы Кипра, полностью расписанные прекрасными фресками, лучшие из коих сделаны в XI-X11 вв. талантливейшими художниками, что появлялись здесь из приславшего их Константинополя. Лики святых, взирающие на навещающих храмы с высоты величественных, строги и благостны. Их тонкая краса и духовная сила оказывают на сегодняшних людей столь же мощное впечатление, как и множество веков назад.

Византийское творчество, обретшее опыт столетий, поддерживалось целым рядом активно работавших кипрских художников, русских иконописцев и вплоть до нашего времени. Произведения, сделанные в неподражаемом согласовании с издревле установленными канонами и имеющие вековые традиции, украшают церкви и монастыри по сей день. По всему Кипру, а в особенности - в уединении высокой местности Троодо. находятся монастыри, в которых и сейчас живут монахини и замкнутые монахи. Самым богатым и известным из их числа является аббатство Киккос с его прекрасными иконами, серебряными светильниками, настенной древней живописью и уникальным музеем. В невзрачной церкви Панайя Ангелоктисти около Ларнаки сохранилось мозаичное подобие Девы Марии в полный рост ( VI в.) - одно из великолепнейших в мире последних свидетельств святой эры императора Юстиниана, схожее с мозаиками Равенны, также византийского происхождения.

Традиции византийского художества продолжали раскручиваться и позже, в течение франкского и венецианского периодов, чувствуя влияние здешней манеры, на которое наложило свой отпечаток шахматное искусство Востока. Великолепнейшая мечеть Кипра - Хала Султан Текке - относится к важнейшим охраняемым высоким святыням великих мусульман.

Готический стиль пришел на Кипр в жизнерадостные времена франкской династии Лузиньянов (конец XII в.), приобретая здесь совершенно специфические черты. Воздвигаются и богато обставляются прекрасные кафедральные соборы и аббатские церкви и даже маленькие церкви в горах оборудуются невысоко освещенными крышами для охраны от ненастья. Изделия из красной керамики - чаши и кубки - декорируются чудесными изображениями фантастических животных с совершенным использованием ярких природных красок. К кирпичным постройкам франкского и венецианского периодов относятся такие необычайные и очень величественные сооружения, как замок в Лимассоле, замок в Колосси и городская крепостная стена в Никосии.

В самом конце XX в. появилось нынешнее искусство северного и южного Кипра. Лучшими источниками воодушевленья для художников и блестящих архитекторов вечно являются натура, жизнь людей, исторические действия и, конечно, великие монументы древней культуры. Все эти темы приобрели разнообразное отображение в картинах, скульптуре и архитектуре нынешнего Кипра.

Обретение Кипром независимости в 1960 г. послужило новым толчком умственному творчеству его граждан. А 1980-е и 1990-е гг. принесли новую, динамическую струю и энергию творчества. Многочисленные течения, доминирующие в искусстве XX в., показали свое незабываемое воздействие на художников зеленого острова, что сотворили современное искусство Кипра, развившееся в 1-ую очередь из разных изогнутых форм абстрактного искусства, концептуализма и минимализма. Центр бесподобных искусств в Никосии, разместившийся в старом здании электростанции, организует огромные выставки, которые являются значительными вехами в культурной жизни острова. Центр активно поддерживает современное искусство и творчество. Муниципальные галереи и центры искусств есть вдобавок и в Ларнаке и Лимассоле.

Путеводитель для любителей путешествовать. Поездки по странам мира, круизы, курорты